Chaos Management: А у вас есть usability-аналитик?

вторник, 2 сентября 2008 г.

А у вас есть usability-аналитик?

analytics Привет!

Случилось так, что у нас в компании временно не стало usability-аналитика (человека, проектирующего интерфейс взаимодействия пользователя и разрабатываемого продукта). Аналитика не стало (он жив, просто сменил место работы =), но проекты идут своим чередом и запросы на изменение текущих требований и внешнего вида разрабатываемых продуктов продолжают приходить от заказчика, как и прежде. Раньше я, как менеджер проектов, в которых всё это происходит, регистрировал запрос, проводил первичный анализ, ставил задачу usability-аналитикам, затем принимал работу у аналитиков и вместе с командой разработчиков оценивал трудозатраты на реализацию доработки или изменения, а затем согласовывал оцененное изменение с заказчиком. Сейчас, когда не стало единого источника экспертного мнения относительно пользовательского интерфейса и взаимодействия пользователя с системой, всё изменилось.

Сейчас, принимая запрос на изменение (change request) от заказчика, я сам занимаюсь usability-анализом, постановкой задачи дизайнерам (раньше с дизайнером взаимодействовал usability-аналитик), аудитом результатов его работы и конечной приёмкой работ дизайнера.

У разработчиков в процессе их работы так же возникают вопросы относительно внешнего вида частей системы, которые по какой-то причине были недостаточно подробно описаны в описании содержания работ (спецификация, ТЗ). Раньше они шли с этими вопросами к usability-аналитикам, которые, дополняли рабочую спецификацию и обращались к менеджерам, что бы те согласовали новые прототипы с заказчиком, после чего доработанный документ передавался назад разработчикам. Сейчас разработчики идут с этими вопросами к менеджеру или же сами начинают додумывать интерфейс и варианты использования системы.

Что происходит, когда программисты проектируют интерфейс взаимодействия человек-машина хорошо и печально известно. Когда этой работой занимается менеджер проекта – результат не столь плачевен, т.к. менеджер ориентирован (должен быть) на удовлетворение заказчика. Но менеджеры всё же не аналитики и результат моих трудов, как usability-аналитика тоже на мой взгляд не удовлетворителен, даже не смотря на то, что мне часто приходилось выступать в роли не только бизнес- но и usability-аналитика. Проектирование взаимодействия, так же как и проектирование архитектуры системы, требует от человека сосредоточенности, погружения в т.н. “поток”. Только в таком состоянии приходят по-настоящему блестящие идеи и решения.

У руководителей проектов, так же как у программистов, дизайнеров и аналитиков, так же есть состояние “потока”, в котором их производительность и результативность сильно возрастает, но это совсем не тот “поток”, который нужен для работы над одной конкретной задачей. У меня в ежедневнике на каждый день записано десяток задач, каждую секунду в голове крутится ещё 3-4 и ежечасно возникают задачи, которые невозможно запланировать, но нужно решать прямо сейчас, не откладывая. В таком режиме, когда переключение между задачами происходит иногда по три раза в минуту, спроектировать действительно хороший сценарий взаимодействия невозможно.

Я знаю, что во многих компаниях считается, что иметь аналитика пользовательского интерфейса и usability-аналитика – это роскошь. Я сам работал в таких компаниях, где менеджерам приходилось самостоятельно проводить бизнес-анализ, затем анализ функциональности, затем usability-анализ и анализ внешнего вида системы, прорисовкой прототипов рабочих экранов и написанием спецификаций. Я сам всем этим занимался и знаю, что все эти задачи менеджер может сделать хорошо… но не блестяще. Сейчас мне крайне некомфортно, если в команде проекта нет выделенного аналитика, т.к. я точно знаю, что удобство использования будущего продукта, будь то сайт или десктопное приложение, значительно ухудшится при отсутствии такого рода эксперта. А значит, понизится лояльность конечного пользователя и заказчика, что с финансовой точки зрения гораздо “дороже” для компании, чем один эксперт в области usability в штате или на контракте.

Очень хорошо, на мой взгляд, проблемы отсутствия проектирования взаимодействия человек-система описаны в книге Алана Купера “Психбольница в руках пациентов”, которая была написана в 1998 году, но которая останется актуальной ещё очень-очень долго. Всем менеджерам и техническим директорам рекомендую.

Вопрос к тем, кто дочитал до конца – как у вас в компании обстоят дела с разного рода аналитикой? Кто ей занимается – специально обученные люди (эксперты-аналитики) или те, на кого падёт перст начальства или у кого есть время?

 

Комментариев нет: