Chaos Management: 31.08.2008 - 07.09.2008

четверг, 4 сентября 2008 г.

PMBOK Guide 4ое издание – как оно влияет на ваш экзамен

pmbok3 Привет!

В этой заметке привожу свой вольный перевод статьи “The PMBOK Guide 4th Edition - What it means for your Exam”, которая опубликована в блоге Корнелиуса Фихтнера, PMP (Cornelius Fichtner, PMP). Оригинал статьи можно прочесть здесь.

Автор: Cornelius Fichtner, PMP
Перевод: Алексей Павлов, PMP

PMBOK Guide 4ое издание – как оно влияет на ваш экзамен

Ранее в этом году Project Management Institute (PMI) выпустил предварительный вариант PMBOK® Guide 4th edition. Вот что PMI пишет о данном предварительном варианте: “Все глобальные стандарты PMI были выработаны общими усилиями, учитывая знания, мнения и опыт типичных проектных команд, экспертов и других профессионалов в области управления проектами. Период публичного обсуждения предварительного варианта является критичным для достижения консенсуса”. Сразу после выпуска предварительного варианта PMBOK® Guide 4th edition PMI по всему миру начал собирать обратную связь от менеджеров проектов. Эта обратная связь будет (или не будет) включена в новый вариант руководства.

Я ожидаю, что официальный выпуск четвёртого издания PMBOK® Guide произойдёт в декабре 2008 года. Для меня, как для PMP-тренера, это означает, что я начинаю получать письма, содержащие два типа вопросов. Первый тип вопросов приходит от моих действующих студентов, которые обеспокоено спрашивают о том, как выход новой редакции PMBOK® Guide повлияет на предстоящий экзамен PMP. Они хотят знать придётся ли им сдавать экзамен, основываясь на выходящем PMBOK® Guide 4th edition. Второй тип вопросов поступает от моих бывших студентов, которые совсем недавно стали PMP. Они задают один из двух вопросов: “Придётся ли мне пересдавать экзамен?” либо “Значит ли выход новой редакции руководства то, что у меня будет “устаревший” сертификат PMP?”

Ответ на все три вопроса: Нет. Далее приведены детальные ответы:

Вопрос: “Придётся ли мне сдавать экзамен на PMP по новому PMBOK сразу после его выхода?” Ответ: Нет. Оглядываясь назад мы видим, что всякий раз, когда PMI выпускает новую версию PMBOK Guide, они устанавливают некоторый временной интервал, в течении которого экзамен на степень PMP основывается на предыдущей версии руководства. Это период составляет 8-10 месяцев. Я бы ожидал вступления в силу “нового” экзамена на PMP где-то между августом и сентябрём 2009 года. Точнее будет известно, когда PMI объявит официальную дату. Всем, кто подал заявку на экзамен до официальной даты вступления в силу “нового” экзамена, будет позволено сдавать “старый” экзамен.

Вопрос: “Придётся ли мне пересдавать экзамен?” Ответ: Нет. Вам не требуется пересдавать экзамен PMP до тех пор, пока не пройдёт трёхлетний срок после которого необходимо подтверждать степень PMP, как это указано в PMI's Continuing Certification Requirements Program. Ваша степень PMP продолжает быть действительной.

Вопрос: “Значит ли выход новой редакции руководства то, что у меня будет “устаревший” сертификат PMP?” Ответ: Нет. Текущая версия PMBOK Guide никак не влияет на статус вашей степени PMP. Я сдавал экзамен на степень PMP в 2004 году, и я не являюсь “PMP второго издания”. Я просто PMP. Вы можете сравнить это со своим университетским дипломом. Вы получили диплом несколько лет назад, а учебная программа много раз поменялась с тех пор. Ваш диплом и степень PMP действительны сейчас так же, как были действительны после того, как вы сдали экзамен.

Короче говоря… если вы уже записались на экзамен, вы будете сдавать его по текущей версии PMBOK Guide. А если вы уже сдали экзамен, то никаких изменений вашего статуса не будет, только потому, что вышла новая версия руководства.

вторник, 2 сентября 2008 г.

Архитектура есть всегда!

Анекдот из жизни.
Сегодня на обеде слышу разговор разработчика и архитектора - обсуждают небольшой недавно начатый проект:

<Разработчик встревоженно>: У нас на проекте нет ни одного документа, описывающего архитектуру! У нас и архитектуры никакой нет!
<Архитектор филосовски>: Архитектура есть - просто она очень простая...

Думаю, IT-шники шутку поймут =)


А у вас есть usability-аналитик?

analytics Привет!

Случилось так, что у нас в компании временно не стало usability-аналитика (человека, проектирующего интерфейс взаимодействия пользователя и разрабатываемого продукта). Аналитика не стало (он жив, просто сменил место работы =), но проекты идут своим чередом и запросы на изменение текущих требований и внешнего вида разрабатываемых продуктов продолжают приходить от заказчика, как и прежде. Раньше я, как менеджер проектов, в которых всё это происходит, регистрировал запрос, проводил первичный анализ, ставил задачу usability-аналитикам, затем принимал работу у аналитиков и вместе с командой разработчиков оценивал трудозатраты на реализацию доработки или изменения, а затем согласовывал оцененное изменение с заказчиком. Сейчас, когда не стало единого источника экспертного мнения относительно пользовательского интерфейса и взаимодействия пользователя с системой, всё изменилось.

Сейчас, принимая запрос на изменение (change request) от заказчика, я сам занимаюсь usability-анализом, постановкой задачи дизайнерам (раньше с дизайнером взаимодействовал usability-аналитик), аудитом результатов его работы и конечной приёмкой работ дизайнера.

У разработчиков в процессе их работы так же возникают вопросы относительно внешнего вида частей системы, которые по какой-то причине были недостаточно подробно описаны в описании содержания работ (спецификация, ТЗ). Раньше они шли с этими вопросами к usability-аналитикам, которые, дополняли рабочую спецификацию и обращались к менеджерам, что бы те согласовали новые прототипы с заказчиком, после чего доработанный документ передавался назад разработчикам. Сейчас разработчики идут с этими вопросами к менеджеру или же сами начинают додумывать интерфейс и варианты использования системы.

Что происходит, когда программисты проектируют интерфейс взаимодействия человек-машина хорошо и печально известно. Когда этой работой занимается менеджер проекта – результат не столь плачевен, т.к. менеджер ориентирован (должен быть) на удовлетворение заказчика. Но менеджеры всё же не аналитики и результат моих трудов, как usability-аналитика тоже на мой взгляд не удовлетворителен, даже не смотря на то, что мне часто приходилось выступать в роли не только бизнес- но и usability-аналитика. Проектирование взаимодействия, так же как и проектирование архитектуры системы, требует от человека сосредоточенности, погружения в т.н. “поток”. Только в таком состоянии приходят по-настоящему блестящие идеи и решения.

У руководителей проектов, так же как у программистов, дизайнеров и аналитиков, так же есть состояние “потока”, в котором их производительность и результативность сильно возрастает, но это совсем не тот “поток”, который нужен для работы над одной конкретной задачей. У меня в ежедневнике на каждый день записано десяток задач, каждую секунду в голове крутится ещё 3-4 и ежечасно возникают задачи, которые невозможно запланировать, но нужно решать прямо сейчас, не откладывая. В таком режиме, когда переключение между задачами происходит иногда по три раза в минуту, спроектировать действительно хороший сценарий взаимодействия невозможно.

Я знаю, что во многих компаниях считается, что иметь аналитика пользовательского интерфейса и usability-аналитика – это роскошь. Я сам работал в таких компаниях, где менеджерам приходилось самостоятельно проводить бизнес-анализ, затем анализ функциональности, затем usability-анализ и анализ внешнего вида системы, прорисовкой прототипов рабочих экранов и написанием спецификаций. Я сам всем этим занимался и знаю, что все эти задачи менеджер может сделать хорошо… но не блестяще. Сейчас мне крайне некомфортно, если в команде проекта нет выделенного аналитика, т.к. я точно знаю, что удобство использования будущего продукта, будь то сайт или десктопное приложение, значительно ухудшится при отсутствии такого рода эксперта. А значит, понизится лояльность конечного пользователя и заказчика, что с финансовой точки зрения гораздо “дороже” для компании, чем один эксперт в области usability в штате или на контракте.

Очень хорошо, на мой взгляд, проблемы отсутствия проектирования взаимодействия человек-система описаны в книге Алана Купера “Психбольница в руках пациентов”, которая была написана в 1998 году, но которая останется актуальной ещё очень-очень долго. Всем менеджерам и техническим директорам рекомендую.

Вопрос к тем, кто дочитал до конца – как у вас в компании обстоят дела с разного рода аналитикой? Кто ей занимается – специально обученные люди (эксперты-аналитики) или те, на кого падёт перст начальства или у кого есть время?